История Сяндемской обители

Иерей Симеон Ряппиев

На протяжении многих веков Карелия привлекала к себе множество монахов, желающих уединенного жительства, и никто не смог сделать столько для распространения Православия, сколько сделали для этого простые пустынножители, которые стремились сюда со всех концов земли, так преподобные Сергий и Герман Валаамские, Лазарь Муромский – были греками, преподобный Александр Свирский – вепсом, его ученик Афанасий Сяндемский — карелом и многие другие. Эти бескрайние лесные просторы привлекли к себе внимание тех благочестивых людей, кто устал от общественного уклада жизни, от городской суеты и искал мира и упокоения своей душе. И чем пустыннее были земли, на которой они селились, тем сильнее крепла в них Вера и чувство присутствия Бога. С Верой в сердце, молитвой на устах и крестом в руках несли они Слово Божие в эти дикие места, освящая их своей святой жизнью, которая впоследствии стала называться житием, а места, где они подвизались – Северной Фиваидой.

Сейчас мы с вами легко можем сесть на автобус или личный автомобиль и приехать в любой монастырь помолиться, порадоваться, что обители восстают из пепла бесконечных войн и бедствий, обрушившихся на эти многострадальные земли, но согласитесь, что хоть раз у кого-нибудь возникала мысль о том, чтобы хоть «одним глазком» увидеть, как они выглядели в древности. В преддверии празднования памяти преподобного Афанасия Сяндемского 31 (18) января, постараемся «заглянуть» в прошлое и воссоздать примерный образ Сяндемской обители.

При изучении вопроса, когда и при каких обстоятельствах была основана Сяндемская обитель, в первую очередь, необходимо обратиться к труду игумена Валаамского монастыря Дамаскина (Кононова). В своем труде, посвященном Сяндемской – Успенской пустыни, игумен собирает все известные на тот момент сведения об истории возникновения обители, в своем труде «Сяндемская-Успенская пустынь» игумен Дамаскин (Кононов) пишет: «По преставлении Преподобного Александра (1533 г.), с его благословения, св. Афанасий отшел на пустынножитие в дремучие леса Карелии и на холме перешейка двух небольших озер Сяндема и Рощинского поставил себе хижину. Некоторые из духовного стада, собранного Преподобным Александром, последовали за Афанасием в сие уединение, и к ним присоединилось еще несколько любителей пустыннаго жития. Таким образом, положено начало процветавшей впоследствии Сяндемской пустыни». В том же труде далее пишется, что: «Основатель обители был и наставником новаго братства. Для собственного же научения имел частыя духовныя беседы с Преподобным Андрианом Ондрусовским, Валаамским схимонахом, основавшим около того же времени иноческую обитель на берегу Ладожскаго озера». Также из тарханной грамоты, данной архиепископом Новгородским и Псковским Александром (Бердовым), который давал обители разрешение на строительство, следует, что первую часовню в честь Святой Живоначальной Троицы, построили с благословения архиепископа Пимена (Черного?), а это не ранее 1553 года.

Итак, для уединенного жития преподобный Афанасий Сяндемский выбрал живописный уголок на перешейке между двух озер Сяндемского и Рощинского, на приличном удалении от Олонца на север 20 верст. Удаленное расположение от административного центра, непроходимые леса и малонаселенность местности полностью соответствовало представлениям монахов об идеальном месте для будущего монастыря. Данная территория входила в состав земель Софийского Дома, и со всех сторон она была окружена угодьями владычных крестьян. Новгородский владыка Александр (Бердов) удовлетворил просьбу игумена и отписал от Софийской казны земли под монастырь на версту вокруг, а также рыбные угодья, более того, освободил обитель от налогов, что юридически подтверждало право монастыря на данные земли.
Об архитектурном ансамбле монастыря в данный период известно крайне мало. Так, из тарханной грамоты видно, что в обители было построено восемь келий и часовня в честь Святой Живоначальной Троицы. Также известно, что владыка Александр (Бердов) благословил преподобного Афанасия Сяндемского на строительство церкви в честь Святой Живоначальной Троицы: «аз его благословил в той пустыне монастырь устроити, и церковь поставити во имя Святые и Живоначальные Троицы». То, что она была построена, говорится в книге игумена Дамаскина (Кононова), который подтверждает данный факт. Несмотря на то, что все письменные источники о монастыре были утрачены в ходе затяжной Ливонской войны, в его распоряжении оказалась месячная минея, на полях которой было написано следующее: «7205 (1697 Г.) Марта 16 дня дал сию книгу в дом Св. Троицы в Сяндемскую Пустыню игумен Лаврентий по себе и по своих родителях в вечное поминовение, а из тоя Сяндемский пустыни книги сея ни куда не продал и не отдал и не заложил» . Помимо этого, там говорится еще о двух церквях: «Храмы во имя Успения Божией Матери и Святителей Кирилла и Афанасия существовали искони». Так мы можем предположить, что монастырь активно вёл строительство и до разорения шведами существовал вполне благополучно. Существует, правда, более позднее описание храма Святителей Кирилла и Афанасия Александрийских: «Церковь во имя Афанасия и Кирилла небольшая, каменная, с 5-ю главами, построена в 1865 году, на место существовавшей с 1720 года. Она построена на небольшом мыске у самаго берега Рощинскаго озера, а алтарь ея как бы висит над водою, отражаясь величественно в водах озера. Иконостас в ней живописной работы. За правым клиросом у южной стены почиют под спудом мощи первоначальника пустыни Преподобнаго Афанасия». Из жития преподобного Афанасия Сяндемского, можно увидеть и внутреннее убранство этой церкви: «Над мощами внутри храма воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей есть также его икона во весь рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим».
Хозяйственная деятельность также обеспечивала монастырь всем необходимым, а угодья, жалованные владыкой Александром (Бердовым) монастырю, были достаточно обширны чтобы кормить немногочисленную братию: «а обод если дал к той пустыне, круг монастыря, на пашню, на все стороны, по версте, и что в том ободе около монастыря земли пашные, и лугов и лесу и всякого угодья, и в озерах и реках рыбных ловел, и аз то пожаловал дал к той пустыне во веки». Из приведенного текста следует, что в период строительства Сяндемской обители в ее распоряжении уже была распашка на землях, выделенных из Софийской казны. Далее в 1592 году Митрополит Новгородский и Великолуцкий Варлаам (Белковский) подтверждает данные привилегии и оставляет их за обителью, к тому времени обителью управляет уже «черный поп Никандр». Помимо прочего монахам принадлежали и рыбные ловли. Для обработки этих земель, вероятней всего, был скотный двор и мастерские. Так, исследователь Е.В. Барсов в своем алфавитном указателе о Сяндемской пустыни пишет: «Долго существовавшия здесь скотный двор и кельи свидетельствуют о том, что здесь были монашествующие».

Организация православных монастырей на Руси всегда придерживалась общих принципов, и можно примерно представить, как выглядела обитель в тот период. При закладке монастыря строго соблюдался план строительства, который подчинялся строго регламентированным правилам, основанным на принципе отождествления монашеской обители как земного воплощение небесного града Горнего Иерусалима. Центром обители и сосредоточением духовной жизни был храм. Его всегда возводили в центре обители. Сама обитель обносилась оградой как символической преградой между монашествующими и «грешным миром», от которого они так старательно уклонялись. Внутри стен обычно, помимо келий, которые располагались вокруг храма, строили кухню, трапезную, пекарню для печения просфор, а также складские помещения, амбары, ледники, погреба для хранения зерна и прочих продуктов. Различные мастерские, а также скотные дворы, выносились за пределы монастыря, чтобы не осквернять обитель.
Удобное расположение монастыря рядом с рекою, давало возможность монахам поставить мельницу, об этом косвенно свидетельствует запись игумена Дамаскина (Кононова): «Есть и ручей (Сярго) удобный для водяной мельницы, каковая и была тут в старину, а следы другой, пренадлежавшей пустыне, мельницы видны, на версту от обители, на речке Сяндемке».

При строительстве Сяндемской обители, по всей видимости, придерживались тех же правил. Об ее внешнем виде можно судить по тем немногочисленным описаниям, которые удалось найти. Можно предположить, что Сяндемский комплекс монастырских построек включал в себя храм во имя Святой Живоначальной Троицы, окруженный восьмью кельями, обнесенных деревянной оградой. Скотный двор с мастерскими располагался в отдалении от мельницы для обработки зерна. То, что обитель была многочисленная, также находим у игумена Дамаскина (Кононова), вот что он пишет: «есть из соседей, которые слыхали от своих отцев, что братства здесь считалось до 110 человек и во всем было изобилие и благостроение! Сохранившиеся при церквах синодики свидетельствуют, что и чин иноческий соблюдался строго: там читаем множество старцев схимников и священносхимонахов». Вот такой представляется нам эта древняя обитель.
Сегодня по-особому звучит колокольный звон над возрождаемой Сяндемской обителью, вновь в кельях звучит тихая, но такая необходимая всем нам, монашеская молитва, возвещая нам весть о победе Христа над смертью! Возделанная трудами преподобного Афанасия и подвижников земля Сяндемская вновь восстает из небытия, под покровом Божией Матери матушка Варвара с сестрами несут тяжкий труд в деле восстановления обители. 28 августа 2017 года главой Карельской митрополии, митрополитом Петрозаводским и Карельским Константином (Горяновым) был совершен чин великого освящения храма Успения Божией Матери, строятся новые здания, с каждым годом все больше людей узнают об этой скромной обители, которая предстает во всём своем великолепии, творя новую историю Православия в Карелии.

(172)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *